Библиотека почти завершённого

Авторский сайт Roman ( romandc ) Dry

Страница: Глава третья. Будни пещерного человека

Глава третья.
Будни пещерного человека

В нише, выдолбленной в стене пещеры, мы нашли большой экран проектора, на котором крутилось видео — какой-то человек странствовал между громадными известняковыми блоками.

Из динамиков этого чуда техники и доносились крики.

Человек кричал что-то вроде: «Э!» и эхо многократно повторяло этот призыв. «Э! Э! Э! э! э! э! э…» размеренно и почти не теряя силы звука.

Отсюда и складывалось необычное ощущение, что находишься то ли в каменном веке, то ли в жилище шамана.

Я не буду описывать всё, что там было, подробно, скажу только, что телевизоров и мониторов было много.

Были инсталляции на тему игры света, и в пещерном полумраке это смотрелось великолепно.


Много было развешено на стенах гротескных масок, похожих на посмертные.

В разных закоулках пещерного лабиринта, нас встречали: то белые медведи, сплошь заляпанные краской,


то полотнища с лесными пейзажами, свисающими с потолка.

То некое произведение, во всю громадную стену большого пещерного зала, изображающее, то ли сотворение мира, то ли парад-алле различных животных.

В общем, как мы поняли, упор был сделан на экологию в рамках фантасмагории.

Особенно наглядно это было видно в инсталляции с заплесневевшим лебедем.


Вот разные стадии этого плесневения, найденные мною позже в Интернете:




Автором этого торжества микробиологии, так же как и сборища масок, оказался Antero Kare.

В общем – довольно познавательное зрелище, и немного интереснее, чем наблюдение за заплесневением батона в вашей хлебнице.

Подземный лабиринт уводил нас всё выше и выше, как вдруг, мы оказались в пещере, настолько огромной, что в ней с удобством разместился целый концертный зал!


В этом зале сидело два десятка финнов, глядя на экран, на котором, под заунывную музыку, разворачивалось какое-то действие.

Сначала долго качалась на ветру одинокая ветка.

Потом на ветке оказалась длинная верёвка, оканчивающаяся петлёй.

Потом… дальше мы смотреть не стали, уж больно долго это происходило.

В фильме Пираты Карибского моря 4, всё делалось гораздо быстрее и массовее.

Дорога вела вверх и вверх, и мы оказались в сокровищнице, среди женских украшений – чуть-чуть старины и множества новодела.

Ещё шаг, и за стеклом показался великолепный водопад.

Чувствовалось, что до поверхности земли не так уж и далеко.

Вода вытекала из отверстия в потолке пещеры и бурным потоком устремлялась вниз, в небольшой водоём, метров в пятнадцать в поперечнике.

Всё это действо было освещено ярким солнцем, проникающим сюда вместе с водой. Просто лакомство для глаз!

Но релаксировать некогда, идём дальше!

А дальше, как известно – всегда больше. В рассказах очевидцев, естественно.

Смотрим и не верим своим глазам – надпись на русском языке «Русские трофеи»!!!

Предвкушая, что сейчас нам дадут насладиться видом кремнёвых пистолетов времён Петра Первого или покажут какую-нибудь древнюю шведскую пушку, мы ворвались в зал!

Осмотрелись.

Я надолго прилип к стенду, на котором оказались развешены странного вида пистолеты-пулемёты.

«Это, наверное, трофеи русско-финской войны 1939 года?» — думал я, пытаясь вспомнить, были ли в ходу эти орудия убийства во время той войны.

По всему выходило, что не были!

Где-то на пятой минуте осмотра, до меня начал доходить непреложный факт того, что я абсолютный осёл! Что меня ласково надули, подсунув вместо ожидаемого старинного огнестрельного оружия – разный старый хлам, скомпонованный так, чтобы это выглядело похожим на оружие!

Пистолеты-пулемёты оказались собранными из старых мясорубок и ручных дрелей!

Ракета на старте — из старых бочек, с гудящим пылесосом «Ракета» внутри!

А рулём подводной лодки «в натуральную величину» служила старая стиральная доска!

Димка метался посреди всей этой лавки старьёвщика с криком: «Так вот кто у нас зимой дачи грабит!». А мне не давала покоя мысль — «неужели же у финнов настолько развито чувство юмора?»

Финны и впрямь веселились! После заунывных звуков и посмертных масок на стенах, этот уголок, явно настраивал на отдых, хоть и говорил о вещах серьёзных.

Я ходил по залу и искал в экспонатах вторые и третьи смысловые планы. Хотя этого делать и не нужно было вовсе.

Но, я хотел понять, что же хотел сказать финн, создавший такое? В укор нам — русским? В насмешку?

Я уже совсем смирился с мыслью, что русскую национальную гордость эта инсталляция никак не задевает. Вот, вроде должна бы (одни военно-морские флаги чего стоят!), но не задевает.

Скорее очень ловко и юморно «подкалывает».

И не столько нас, сколько самих финнов.

Типа — «Смотрите дети, это Бука, который сидит в шкафу! Только он не страшный! Он выдуманный!».

И только когда мы уже выходили из зала, на глаза попалась вывеска – OLGA&ALEXANDER FLORENSKY.

Я упал.

Увидеть выставку питерских «Митьков» в сердце Финляндии — это круто!

Было такое впечатление, что я где-то что-то в этой жизни пропустил. То ли надо на выставки побольше ходить, то ли телевизор почаще смотреть… А-то, кому из наших не рассказываю про эту инсталляцию, реакция одна: «Аааа! Я это по телевизору видел!»

Ну, конечно, видел!!! Блин!

А я вот — нет! И, слава Богу!

Потому что мне открылось что-то такое, чего не найдёшь и не откроешь сидя перед телевизором…

Всё выше и выше и выше, и вот уже вместо скальных сводов — белые стены, увешанные картинами.

Не знаю, как рассказывать о картинах.

Картины надо смотреть вживую, созерцать, впитывать. Тогда, если картина сколько-нибудь старая, можно проникнуться духом того времени.

По мелким деталям быта, по одежде и выражениям лиц, ощутить себя влившимся в поток времени и истории. Этого достаточно для понимания.

Правда, касается это в основном старых картин. В современном примитивизме, этот закон чаще всего не действует.

Как рассказывать о картинах? Особенно если их много.

Особенно, если среди этих картин, масса интересных!

Особенно, если сразу и вдруг попадаешь в эпоху классического реализма, где большинство картин – шедевры. Где большинство шедевров – портреты. Где большинство портретов живые!

Они смотрят на тебя со стен блестящими, живыми глазами — свидетели эпох, ровесники веков, жители прошлого.

Да, в Эрмитаже картин гораздо больше. Да, некоторые из них намного древнее.

Но надо, видимо, проползти по подземному лабиринту, пресытиться впечатлениями, объесться переживаниями, чтобы, войдя в картинную галерею, почувствовать своё единение с живописью позапрошлого века.

В Ретретти, в разные годы, выставлялся, и Марк Шагал, и Айвазовский, и прочие, и прочие.

Но я считаю, что нам особенно повезло. В этом году мы попали на выставку финских художников из смейства Ярнефельт.

Ээро, Каспер, Арвид, Армас Ярнефельт (Eero Kasper Arvid Armas Järnefelt ) . Эти финны, один из которых – Армас, вообще известный музыкант, писали некоторые картины в стиле русского классического реализма.

Смесь получилась шикарная – русская Финляндия глазами финнов.

С одной стороны – до боли знакомый крестьянский или дворянский быт. С другой стороны — неяркие краски северной природы.

Вот две картины, которые считаются краеугольным камнем выставки

Обе они принадлежат кисти Ээро(Эрика).

Честно говоря, в тот момент я не особенно вчитывался в фамилии авторов и названия картин.

Я ходил от картины к картине как заворожённый, вглядываясь в лица, впитывая впечатления.

Димка же, по молодости лет, не сильно оценил такой подарок судьбы. Зрелище быстро ему наскучило, и он буквально потащил меня дальше.

Картины прошлого века мы мельком проглядели, а картины постмодерн, проскакали не останавливаясь.

И оказались наверху, во внутреннем дворике выставки.

Здесь находилась ещё два павильона с выставкой детских мишек. Туда мы не пошли, там резвились «ласта» — «дети» по-фински.

Для них же была раскинута палатка с кучей игрушек и парой молоденьких нянечек.

В маленьком одноэтажном павильончике ютилась выставка стекла. С соседнего стекольного завода, скорее всего.

Хорошо, но очень мало – пяток стендов всего. Но зато и бдительный охранник, который сопровождал нас, пока мы бегали от витрины к витрине.

И, когда мы вышли, вздохнувший с облегчением. Видимо, «руссо-туристо» здесь уже разбили что-нибудь.

За стекольным домиком высилась обзорная деревянная башня, но туда не пускали.

Пришлось направить свои стопы к выходу.

Вот только, покинуть Retretti удалось не сразу. На выходе из галереи нас поджидала ловушка в виде магазинчика сопутствующих товаров.

Там опять лежали открытки с репродукциями, банные принадлежности с автографами старинных художников и чай-кофе с ароматом инсталляции «Плесневелый лебедь».

Набрав карманы всякой мелочёвки, в качестве сувениров для… (родственников, друзей, коллег по работе, нужное вписать, ненужным пренебречь), мы вывалились на свежий воздух!

В луна-парк мы не попали, хоть у нас и было намерение туда сходить, потому как, глянув на часы, пришли в ужас! На осмотр выставки у нас ушло не меньше трёх часов, а-то и больше!

А ведь нужно было ещё города какие-нибудь посетить!

Короче, собрали мы манатки, разбудили уснувшую было Нивку, и направились в город Иматра.

Надо же было взглянуть, что за финский курорт такой.

И ещё успеть пошариться по магазинам!

Выбрались на дорогу номер 6 и покатили навстречу новым приключениям.

Глава четвёртая. Каменная речка.

Яндекс.Метрика