Библиотека почти завершённого

Авторский сайт Roman ( romandc ) Dry

Страница: Глава третья. Будни пещерного человека

Глава третья.
Будни пещерного человека

В нише, выдолбленной в стене пещеры, мы нашли большой экран проектора. Из динамиков, расставленных около этого чуда техники, и доносились заинтриговавшие нас крики.

На экране крутилось видео — какой-то человек странствовал между громадными известняковыми блоками. Человек кричал что-то вроде: «Э!», и эхо многократно и размеренно повторяло этот призыв — «Э! Э! Э! э! э! э- э- э…», долго не теряя силы звука.

Это и давало необычное ощущение, что находишься то ли в каменном веке, то ли в жилище шамана.

Я не буду описывать всё, что мы там увидели, подробно, скажу только, что телевизоров и мониторов было много.

Были инсталляции на тему игры света, и в пещерном полумраке это смотрелось великолепно. (все фотографии взяты из интернета, часть с официального сайта Ретретти, часть с сайтов авторов инсталляций, поэтому не везде фигурирует пещерный антураж)


Много было развешено на стенах гротескных масок, похожих на посмертные.

В разных закоулках пещерного лабиринта, нас встречали: то белые медведи, сплошь заляпанные краской,


то полотнища с лесными пейзажами, свисающими с потолка.

То некое произведение, во всю громадную стену большого пещерного зала, изображающее, то ли сотворение мира, то ли парад-алле различных животных.

В общем, как мы поняли, упор был сделан на экологию в рамках фантасмагории.

Особенно наглядно это было видно в инсталляции с заплесневевшим лебедем.


Вот разные стадии этого плесневения, найденные мною позже в Интернете:




Автором этого торжества микробиологии, так же как и сборища масок, оказался Antero Kare.

В общем, довольно познавательное зрелище, и немного интереснее, чем наблюдение за заплесневением батона в вашей хлебнице.

Подземный лабиринт уводил нас всё выше и выше, как вдруг мы оказались в пещере, настолько огромной, что в ней с удобством разместился целый концертный зал!


В этом зале сидело два десятка финнов, глядя на экран, на котором, под заунывную музыку, разворачивалось какое-то действие.

Сначала долго качалась на ветру одинокая ветка.

Потом на ветке оказалась длинная верёвка, оканчивающаяся петлёй.

Потом… дальше мы смотреть не стали, уж больно долго это происходило. В фильме Пираты Карибского моря 4, всё делалось гораздо быстрее и массовее.

Дорога вела вверх и вверх, и мы оказались в сокровищнице — среди женских украшений. Чуть-чуть старины и множества новодела.

Ещё шаг, и за стеклом показался великолепный водопад.

Чувствовалось, что до поверхности земли не так уж и далеко. Вода вытекала из отверстия в потолке пещеры и бурным потоком устремлялась вниз, в небольшой водоём, метров пятнадцать в поперечнике.

Всё это действо было освещено ярким солнцем, проникающим сюда вместе с водой. Просто лакомство для глаз!

Но релаксировать некогда, идём дальше!

А дальше, как известно – всегда больше. В рассказах очевидцев, естественно.

Смотрим и не верим своим глазам – надпись на русском языке «Русские трофеи»!!!

Предвкушая, что сейчас нам дадут насладиться видом кремнёвых пистолетов времён Петра Первого или покажут какую-нибудь древнюю шведскую пушку, мы ворвались в зал!

Осмотрелись.

Я надолго прилип к стенду, на котором оказались развешены странного вида пистолеты-пулемёты.

«Это, наверное, трофеи русско-финской войны 1939 года?» — думал я, пытаясь вспомнить, были ли в ходу эти орудия убийства во время той войны.

По всему выходило, что не были!

Где-то на пятой минуте осмотра, до меня начал доходить непреложный факт того, что я абсолютный осёл! Что меня ласково надули, подсунув вместо ожидаемого старинного огнестрельного оружия – разный старый хлам, скомпонованный так, чтобы это выглядело похожим на оружие!

Пистолеты-пулемёты оказались собранными из старых мясорубок и ручных дрелей!

Ракета на старте — из старых бочек, с гудящим пылесосом «Ракета» внутри!

А рулём подводной лодки «в натуральную величину» служила старая стиральная доска!

Димка метался посреди всей этой лавки старьёвщика с криком: «Так вот кто у нас зимой дачи грабит!». А мне не давала покоя мысль — «неужели же у финнов настолько развито чувство юмора?»

Финны и впрямь веселились! После заунывных звуков и посмертных масок на стенах, этот уголок, явно настраивал на отдых, хоть и говорил о вещах серьёзных.

Я ходил по залу и искал в экспонатах вторые и третьи смысловые планы. Хотя этого делать и не нужно было вовсе.

Но я пытался понять, что же хотел сказать финн, создавший такое? В укор нам — русским? В насмешку?

Я уже совсем смирился с мыслью, что русскую национальную гордость эта инсталляция никак не задевает. Вот, вроде должна бы (одни военно-морские флаги чего стоят!), но не задевает.

Скорее, очень ловко и юморно «подкалывает».

И не столько нас, сколько самих финнов. Типа — «Смотрите дети, это Бука, который сидит в шкафу! Только он не страшный! Он выдуманный!».

И только когда мы уже выходили из зала, на глаза попалась вывеска – OLGA&ALEXANDER FLORENSKY!

Я упал.

Увидеть выставку питерских «Митьков» в сердце Финляндии — это круто!

Было такое впечатление, что я где-то что-то в этой жизни пропустил. То ли надо на выставки побольше ходить, то ли телевизор почаще смотреть… А-то, кому из наших не рассказываю про эту инсталляцию, реакция одна: «Аааа! Я это по телевизору видел!»

Ну конечно, видел!!! Блин!

А я вот — нет! И, слава Богу!

Потому что мне открылось что-то такое, чего не найдёшь и не откроешь, сидя перед телевизором…

Мы поднимались всё выше, и выше, и выше, и вот уже вместо скальных сводов — белые стены, увешанные картинами.

Не знаю, как рассказывать о картинах. Картины надо смотреть вживую, созерцать, впитывать. Тогда, если произведение имеет солидный возраст, можно проникнуться духом того времени.

По мелким деталям быта, по одежде и выражениям лиц, ощутить себя влившимся в поток времени и истории.

Этого достаточно для понимания, правда, касается в основном старых картин. В современном примитивизме этот закон чаще всего не действует.

Как рассказывать о картинах? Особенно если их много. Особенно если среди этих картин — масса интересных!

Особенно если сразу и вдруг попадаешь в эпоху классического реализма, где большинство картин – шедевры.

Где большинство шедевров – портреты. Где большинство портретов — потрясающе реалистичны! Они настолько выразительны, что кажется — люди на этих портретах и в жанровых сценах, свидетели эпох, ровесники веков, жители прошлого, смотрят на нас через обычное окно, что они всё ещё живут там, отделённые от нас только тонким слоем стекла.

Да, в Эрмитаже картин гораздо больше. Да, они часто более знамениты. Да, некоторые из них намного древнее.

Но надо, видимо, проползти по подземному лабиринту, пресытиться впечатлениями, объесться переживаниями, чтобы, войдя в картинную галерею, почувствовать своё единение с живописью позапрошлого века.

В Ретретти, в разные годы выставлялся и Марк Шагал, и Айвазовский. И прочие, и прочие.

Но я считаю, что нам особенно повезло. В этом году мы попали на выставку финских художников из семейства Ярнефельт.

Ээро, Каспер, Арвид, Армас Ярнефельт (Eero, Kasper, Arvid, Armas Järnefelt ), эти финны, один из которых – Армас, вообще известный музыкант, писали некоторые картины в стиле русского классического реализма.

Смесь получилась шикарная – русская Финляндия, глазами финнов. С одной стороны – до боли знакомый крестьянский или дворянский быт. Привычная повседневность тех лет. С другой стороны — неяркие, спокойные краски северной природы.

Вот две картины, «Стирка на берегу»(Pyykkiranta) и «В черничнике/Сборщики ягод»(Mustikkametsässä/Marjastajat), которые считаются краеугольным камнем выставки:

 

 

Обе они принадлежат кисти Ээро(Эрика).

Честно говоря, в тот момент я не особенно вчитывался в фамилии авторов и названия. Я ходил от картины к картине как заворожённый, вглядываясь в лица, впитывая впечатления.

Димка же, по молодости лет, не сильно оценил такой подарок судьбы. Зрелище быстро ему наскучило, и он буквально за шиворот потащил меня дальше.

Картины прошлого века мы мельком проглядели, картины постмодерн проскакали не останавливаясь, и оказались наверху, во внутреннем дворике галереи.

Здесь находились ещё два павильона — с выставкой разнообразных игрушечных медведей. Туда мы не пошли, там резвились «ласта» — «дети», по-фински. Для них же была раскинута палатка с кучей других игрушек и парой молоденьких нянечек.

В маленьком одноэтажном павильончике ютилась выставка стекла. С соседнего стекольного завода, скорее всего.

Хорошо, но очень мало – пяток стендов всего. Но зато здесь присутствовал и бдительный охранник, который неотрывно торчал у нас за спиной, пока мы бегали от витрины к витрине. И когда мы вышли, вздохнувший с облегчением, видимо, «руссо-туристо» здесь уже разбили что-нибудь.

За стекольным домиком высилась обзорная деревянная башня, но туда не пускали.

Пришлось направить свои стопы к выходу!

Вот только покинуть Retretti удалось не сразу — на выходе из галереи нас поджидала ловушка в виде магазинчика сопутствующих товаров.

Там опять лежали открытки с репродукциями, банные принадлежности с автографами старинных художников и чай-кофе с ароматом инсталляции «Плесневелый лебедь».

Набрав карманы всякой мелочёвки, в качестве сувениров для… (родственников, друзей, коллег по работе, нужное вписать, ненужным пренебречь), мы вывалились на свежий воздух!

В луна-парк мы не попали, хоть у нас и было намерение туда сходить, потому как, глянув на часы, пришли в ужас! На осмотр выставки у нас ушло не меньше трёх часов, а-то и больше!

А ведь нужно было ещё города какие-нибудь посетить!

Короче, собрали мы манатки, разбудили уснувшую было Нивку и направились в город Иматра.

Надо же было взглянуть, что за финский курорт такой? И ещё успеть пошариться по магазинам!

Выбрались на дорогу номер 6 и покатили навстречу новым приключениям.

Глава четвёртая. Каменная речка.

Яндекс.Метрика