Библиотека почти завершённого

Авторский сайт Roman ( romandc ) Dry

Страница: Глава 3. Загадки календаря.

 

Глава третья.

 

Загадки календаря.

 

Если смотреть с берега озера Юоярви (Juojärvi), Ново-Валаамский монастырь почти не виден за деревьями.  Только высится над их макушками белая звонница, довольно редко встречающейся формы. Можно, конечно, на просторах России найти похожую. Но разве что в районе Пскова.

 

Попадая сюда впервые, обычно все обязательно задаются вопросом – а православная ли церковь перед ними? В Суоми полезно задавать такой вопрос, так как здесь основная религия – лютеранская. А лютеранские храмы бывают перестроены из православных.

Но в данном случае беспокоиться не о чем.

Монастырь основан выходцами из Валаамского монастыря, когда в 1939-м, в период Советско-финской войны, им пришлось бежать с территории Советского Союза. Потом к ним присоединились монахи Печенгского монастыря, потом и Коневецкого.

Так что, можно считать, что у Нового Валаама крепкие русские корни. И хотя сейчас среди монастырской братии живут одни финны, для русских туристов службы отправляются и на русском языке.

А уж русских туристов сейчас тут бывает очень много. Так что иногда начинаешь сомневаться — монастырь ли это? Не туристическая-ли Мекка? Правда называются эти туристы немного по-другому – паломники. Сдаётся мне — на здешнем турбизнесе держится вся православная церковь Финляндии.

По знакомой, протоптанной ещё в 2007-м году дороге, я прошёл мимо придорожных монастырских служб,

 

до старинной аллеи, обсаженной по сторонам вековыми елями.

 

Это, в общем-то, и есть вход в Валамон Луостари — в монастырь.

Никаких заборов (по финскому обычаю), никаких ворот. Только хорошо утрамбованная дорога и табличка-путеводитель: «Прямо пойдёшь…направо пойдёшь…А «налево» пойдёшь – можешь вообще домой не возвращаться!!!»

Конечно, многие, особенно те, кто приезжает сюда на автобусах, входят на территорию Нового Валаама через гостиничный комплекс, расположенный правее. Но при этом теряется нечто важное, нечто такое, что позволяет чуть-чуть приоткрыть завесу над тайной, которая называется «монашеским деланием».

Неспешная прогулка по аллее, которой, может быть и сотня лет, а может быть и больше, настраивает на нужный лад.

Дорога ведёт вверх, с еле заметным глазу уклоном. Поначалу идти легко, потом всё труднее и труднее, и начинаешь отчасти понимать слова Спасителя о том, что Царство Небесное силою берётся.

Правда, на пути по аллее к храму можно и отдохнуть. Посидеть на скамейке. Полюбоваться ветвями елей, напоминающими, то воздетые руки, то бивни какого-то неведомого зверя.

 

Деревья настолько старые, что иногда диву даёшься, как монахи смогли вырастить и сохранить такое чудо?

На этот раз я не стал особо задерживаться на аллее.

Всё ж таки, в такой знаменательный день мне было интереснее побывать в самом монастыре. Я предвкушал толпы народу! Хотя в Ууси Валамон и так всегда полно паломников. Я ожидал увидеть нечто торжественное и праздничное!

Да и погода располагала к «народным гуляниям».

Но мне показалась странной окружающая со всех сторон тишина.

Белкой одолев последний подъём, я оказался около «нового» Спасо-Преображенского собора (в монастыре есть ещё и старый – деревянный, который теперь иногда используют как трапезную).

 

Сказать, что здесь не было вообще никого, нельзя. Народ был, но не более обычного.

Несколько человек сидели на скамейках на «центральной площади» — между магазином и кафе, несколько человек прогуливались по дорожкам, ведущим к озеру…

Что-то было не так.

Меня всё это поначалу встревожило не слишком сильно. Мало ли что может происходить! Допустим, перерыв в праздничном богослужении. Может быть время литургии уже прошло, но, вдруг с минуты на минуту, настанет время молебна?

Я поглядел на колокола на звоннице. Может быть они пояснят мне хоть что-нибудь?

Но колокола молча и недвижно висели на своих местах, не колеблясь от лёгкого ветерка, задувавшего с озера.

В соборе тоже стояла тишина.

Только женщина, наблюдавшая за храмом, поздоровалась со мной полушёпотом. Похоже, чтобы не потревожить святых, внимательно смотревших на меня с огромных ростовых икон, обрамлявших стены.

Женщина эта сидела на стульчике позади конторки со свечками, предназначенными на продажу.

Кстати, на этой конторке, на деревянном поддоне, в специальных выемках, лежат свечи, рассортированные по размеру. И на каждой выемке стоят ценники. Ну, вроде бы всё, как у нас.

Но, за одним исключением. Можно подойти, взять свечу, положить деньги на поднос.  А вот сколько вы положили денег, никто считать не будет, всё на вашей совести. У нас же – в стране, где даже на бутылочных деревьях в Дендрарии наклеены акцизные марки, такое пока невозможно.

Ну, что ж. Я не стал беспокоить женщину расспросами, а решил просто набраться терпения и подождать. Другого выбора у меня всё равно не было!

И я отправился гулять по монастырю.

Если обогнуть собор с левой стороны, взгляду открывается довольно большая площадка, которую образуют, с одной стороны — собор, с другой – здание магазина. И с третьей стороны – небольшой ресторанчик–равинтола с отрытыми террасками.

 

Цветы попали в кадр не случайно. В Новом Валааме они всё время, вольно или невольно, попадают в кадр. Их много, они разные. Иногда очень красивые и ухоженные.

 

А иногда совсем экзотические, на мой питерский взгляд.

 

Асфальтовая дорожка, идущая с тыльной части собора, обычно уводит путешественников чуть правее от площади, к небольшой полянке, которую (мне лично не понятно для чего) украсили скульптурными изображениями животных.

Наверное, кто-то из монахов постарался? Но, слеплены (или вырезаны) они очень похоже на настоящих животных. Издалека можно и ошибиться!

С одной стороны полянки изображена этакая пасторальная идиллия – лошадки-собачки-петушки-курочки.

 

А с другой стороны стоят уже не совсем домашние животные. То есть, одно-то может считаться одомашненным.  Это северный олень. Сбросивший рога по независящим то него причинам. Я ничего не понимаю в северных оленях, но такие мне встречались в горных районах Лапландии.

 

Ну, а другое животное, вероятно и являющееся самым главным экспонатом, на роль домашнего вовсе не подходит. Это медведь. Вот такой красавец!

 

Наверное, не у одного посетителя ёкает сердце, при мимолётном взгляде на этого косолапого.

Ещё один представитель животного мира на монастырской территории, на этот раз живой и вездесущий – это птицы. Тучи трясогузок шныряют под ногами прохожих, не особенно-то обращая внимания на «двуногих без крыльев».

 

На деревьях – свистят на разные голоса, пытаясь перекричать друг-друга, самые разные виды птиц.

Иногда кажется, что оказался на каком-нибудь тропическом острове. Видео не передаёт и сотой доли очарования и какой-то невероятной слаженности в местном птичьем хоре.

 

Помимо содержания магазина, ресторана и обслуживания экскурсионных групп, есть у насельников Ново-Валаамского монастыря одна интересная и вполне себе практичная традиция. Или лучше сказать – ремесло.

Издавна здесь занимаются виноделием, причём исключительно из собственного сырья. Конечно, настоящий виноград здесь расти не сможет, а если и сможет, то вряд ли сравнится по урожайности и вкусу с ягодой откуда-нибудь с солнечных склонов Бургундии или просторных полей Шампани.

Тем не менее, монахи нашли выход – виноград заменили обыкновенной чёрной смородиной.

Впрочем, не только чёрной. И не только смородиной.  В ход идёт и белая смородина, и крыжовник, и мёд. И ещё куча всяких ингредиентов.

И, чаще всего, результат очень неплохой. Поэтому, каждый раз, приезжая сюда, я запасался всякими напитками от монастырского Ливиза. То вином, то ликёром, а то и шампанским из крыжовника!

Так что виноделие – не последняя из обязанностей монахов и окрестных жителей, что трудятся при монастыре.

Посему и отражено оно в этаком своеобразном памятнике – давильне (большой кадке – танцевальном зале имени Адриано Челентано) и огромной бочке из монастырских подвалов.

 

Обычно, мне удавалось приезжать сюда либо ранней весной, либо поздней осенью. И я никогда не видел монастырских смородиновых плантаций в период плодоношения.

Но и в этот раз свидание с рядами смородиновых кустов окончилось ничем. Никакого намёка на ягоды уже не было. Что для меня более чем странно – ведь плодоносит этот куст в июле и даже в августе можно ягод насобирать.

Но здесь… не было никакого намёка на ягоды!

 

На фотографии, конечно запечатлены молодые посадки, не полотые, но и на других плантациях ягод я тоже не нашёл!

Огорчённый, я уже было собрался вернуться к храму, и как раз огибал местную помойку, как вдруг над Новым Валаамом зазвучали колокола.

«Началось!», — подумал я, вышел к полянке со скульптурами животных, и неожиданно, краем глаза, увидел некое шествие по параллельной дорожке. Оно сильно напоминало Крестный ход – впереди священник с большим распятием в руках, а сзади шли… с десяток-другой человек — как раз содержимое одного-единственного автобуса.

Большое, праздничное шествие это вообще никак не напоминало!

 

Но я всё же перебежал поляну, пристроился в конец процессии и вместе со всеми торжественно прибыл к крыльцу Спасо-Преображенского собора.

Я ещё тешил себя мыслью, что всё же какое-то праздничное мероприятие мне посмотреть удастся, как священник сказал несколько слов по-фински, поклонился народу и… удалился!

Мгновенно все участники процессии разбрелись по сторонам, и у крыльца остался один я. Один-одинёшенек!

И для того чтобы прояснить ситуацию, а не торчать одиноким столбом посреди дороги, я решительно отправился внутрь собора.

В храме стояла точно такая же тишина, как и час назад. Точно так же за конторкой со свечками сидела женщина. Точно так же со стен молча и укоризненно смотрели святые.

Я кинулся к этой женщине, но, к моему великому огорчению, по-русски она не говорила.

Тогда, в доступных мне семантических формах двух языков (три слова и одно междометие), я принялся выяснять, где я попал впросак? В какой из «впросаков» я попал в этот раз, и какие-такие «впросаки» ждут меня в дальнейшем?

Ответом мне сначала было полнейшее недоумение.

Никакого праздника, на сегодняшний день, в монастыре даже и не планировалось!

Потом, с помощью ещё одной женщины, вошедшей в храм, мне всё-таки удалось выяснить, что праздник, посвящённый Сергию и Герману Валаамским, уже был! Причём, довольно давно!

Передо мной положили местный церковный календарь, и я принялся его тщательно изучать.

По новому стилю Русской Православной Церкви, день Сергия и Германа числился на 11 июля. То-есть, на 28 июня по старому стилю.

Судорожно листая календарь, я вдруг обнаружил, что день поминовения Валаамских чудотворцев в Суомен Ортодоксинен  Киркко (Финской Православной Церкви) приходится как раз на 28 июня. Только по новому стилю!

И тут до меня начало доходить, в какую сторону я ошибся. Получалось, ошибся я прилично. Дней эдак на четырнадцать! То-есть, почти на полмесяца!

У нас, в России, Церковь живёт по «старому» — Юлианскому календарю. Но мы-то, люди обычные и живём как все, по Григорианскому. И для нас, дни поминовения святых празднуются по новому календарю, хотя в уме держится старый календарь.

А в Финляндии эти дни напрямую перенесены из старого календаря в новый!!! То есть, если у нас 28-е по-старому, то у них – 28-е по-новому!

В общем, в моей голове, Папа Римский Григорий, фигурирующий под цифрой 13, поссорился с неким Гаем из рода Юлиев семьи Цезарей.

Ну, что ж. Обременённый новой информацией и разочарованный в своих ментальных способностях, я побрёл назад, к прицепу. Обедать, устраиваться на ночь и готовиться морально к завтрашнему дню.

***

На стоянке, где я оставил разложенный прицеп, было спокойно. Только пожилая пара финнов негромко переговариваясь сидела у берега озера.

Я забрался в прицеп и стал готовить обед.

Но, как всегда, только я принялся за еду, как случилось очередное из ряда вон выходящее событие. К которому я не был подготовлен абсолютно!

Стоило мне начать греметь ложкой в тарелке, как этот звук вызвал самое настоящее паломничество муравьёв в мой прицеп! Они, в мгновение ока оказались повсюду – под полом, на «столе», в кровати. Не понимаю, что их так привлекло? Китайская лапша? Гречневая каша?

Или муравьи просто-напросто решили сменить место жительства и захотели эмигрировать в Норвегию? И приняли звон моей железной тарелки за сигнал к отправлению поезда?

Но они явно поторопились! Я не собирался отчаливать прямо сейчас!

Ну, а если принять в расчёт, что ни у кого из них не было билета, то мне пришлось применить крайние меры!

 

После этого, слава Богу, муравьи меня покинули и больше не тревожили.

 

Я доел свой обед в спокойной и дружественной обстановке. Мир снова стал цветным, а все люди братьями.

И вот, пока я пребывал в этом благодушном настроении, мне пришла в голову мысль пообщаться с оставленными в дальних далях соотечественниками посредством интернета.

Грубо говоря, через планшетный компьютер, подключённый к Интернет-соединению телефонного оператора.

Из России мной были вывезены аж целых четыре сим-карты всех четырёх питерских телефонных гигантов – Мегафона, МТС, Билайна и Теле2. Вот только, ни одна услуга этих операторов, и ни один тариф, кроме МТС-совского «Бит за границей», для Финляндии не годились.

Ну, что ж – МТС так МТС.

Сказать по правде, были у меня с этой фирмой старые счёты. Я о них писал уже много раз.

Первый раз, вечерок посиделок на интернет-форуме, с дачи в Финляндии, обошёлся мне в пять тысяч рублей. Второй раз, не загруженная до конца главная страница сайта Майкрософт стоила мне четыреста рублей. А ведь я был на чеку и включил тогда интернет в Финляндии только ради проверки!

И в этот раз, я думал быть начеку.

Конечно, обещания фирмы МТС предоставить мне Интернет-соединение на территории суверенного государства Финляндия за 49 рублей в сутки, при суточной квоте 10 мегабайт, слегка меня расхолаживали. Уж тут-то названа чёткая цифра! А за суточный лимит тарифа я выходить не собирался.

Утешая себя мыслью, что на моём счету лежит целая тысяча рублей, и на один-то вечер общения с форумными собратьями мне её всяко должно хватить, я смело вставил симку в планшет и начал «подключать услугу».

Набрал положенную USSD-команду. Это такие Анструктуред-Сапплиментари-Сервис-Дата–команды, которые мы набираем на телефонной клавиатуре как «звёздочка-цифры-решётка».

Честно, я не матерился сейчас, это просто так называется!

Набрал, что положено, и стал ждать ответа.

Через какое-то время и впрямь мне пришла от фирмы МТС СМС-ка: «Подключить услугу не удалось. Подождите и попробуйте ещё раз или зайдите на сайт МТС».

От такого сообщения я не ожидал ничего дурного. Поэтому, подождал немного и снова набрал Анструкту…тьфу ты — «звёздочка-решётка».

Через некоторое время, опять пришло СМС с тем же самым сообщением: «Подключить услугу не удалось…». И ещё раз. И ещё…

Наконец, на пятый раз, мне это надоело. И я решил рискнуть. Включил «режим передачи данных» на планшете и обнаружил, что в интернет мой планшет выходит. Через финского оператора.

Дрожащими руками я набрал адрес сайта МТС и одним глазком взглянул на открывшуюся страничку.

Страница, как страница – главная МТС-совского сайта.

Никаких новых откровений или подсказок я не увидел, закрыл страницу и решил на этом успокоиться. Ну не удалось, так не удалось. Может завтра удастся?

Осталось только ещё раз проверить мой телефонный счёт и спокойно ложиться спать.

Думая, что если я и «влетел» за загрузку одной странички, то не более чем на сто-двести рублей, я набрал нужную команду для проверки баланса.

Я не ждал ничего плохого. Моя жаба на такие суммы взирает более-менее спокойно, и лишить меня сна это было не должно.

Но вот пришёл ответ, я глянул и обомлел…

От моей драгоценной тысячи осталось… 48 рублей!!!

Жаба взвыла не своим голосом и подпрыгнула под самый потолок! Она приготовилась терзать меня всю ночь, царапая изнутри острыми, скользкими коготками…

Но если честно, мне было уже не до неё. Я слишком устал в этот день. Слишком рано встал, много ехал и долго гулял. Поэтому, загнав противное животное пинками куда-то в угол, и решив, что наши дорожки с фирмой МТС разошлись в разные стороны раз и навсегда, я лёг спать.

***

В ту ночь мне ничего не приснилось.

Наверное, мой киномеханик, как и я, тоже к вечеру зверски устал. И я дал ему выходной день. Точнее – выходную ночь.

И тем, кто показывает нам сны, тоже надо давать отдыхать.

Время от времени.

Глава 4. За Серой Задницей

Яндекс.Метрика