Библиотека почти завершённого

Авторский сайт Roman ( romandc ) Dry

Страница: Глава 5. О колоколах, оленях и комарах.

Глава пятая

О колоколах, оленях и комарах.

 

Местечко Васкикелло в первую очередь поразило меня странным сочетанием жары и холода.

Стоило спрятаться от ветра в укромном уголке, как становилось жарко.

Да так жарко, что дышать было нечем!

Стоило выйти на открытое место, как тут же начинал задувать пронзительно холодный ветер. Ещё более неприятный и пронизывающий, после жары закрытых от ветра мест.

Но поначалу я не обращал особого внимания на этот взбесившийся кондиционер.

Где-то недалеко, маня к себе, раздавался нежный колокольный звон, и я, схватив видеокамеру, побежал в направлении навесов с колоколами.

 

Как оказалось, побежал не в ту сторону.

От стоянки перед ABC добраться до Васкикелло довольно-таки сложно – приходится обходить канавы, сосновый лесок и минут пять брести к пешеходному переходу. Если пойти напрямую, можно серьёзно поломать ноги о камни и ободраться об кусты.

Видимо оба соседа постоянно конкурируют друг с другом, поэтому прямой дороги к колоколам от ЭйБиСи нет. Ведь у Васкикелло тоже существует свой ресторан, своя заправка, свои бесплатные туалеты и своя толпа народу.

Жаль! Думаю, из-за такого расположения, Васкикелло теряет немало посетителей. Не каждый побежит зайцем как я, за двести метров, подёргать колокол за язык.

Но когда я добежал до навесов, долго не мог понять – почему одни колокола подвешены, а другие просто стоят на земле? Точнее, на длинных балках-подставках.

И только спустя какое-то время, до меня дошло одно обстоятельство – бывают колокола, у которых внутри приводится в движение язык – тяжёлый кусок металла в форме барабанной палочки! Язык раскачивается и ударяет по стенке колокола, рождая звук.

Ну, а другие наоборот – за язык не дёргают, зато раскачивают всем их колокольным телом, что есть мочи. И тогда, по инерции, стенка колокола начинает ударять в неподвижно висящий язык.

Вот именно такие – раскачиваемые, в Васкикелло и стоят недвижимо на деревянных подставках. Чтобы, значит, туристы не качались на них почём зря! Не качели, чай!

А вот буддийское боншо следует бить только подвешенной рядом колотушкой, не забывая при этом сосредоточенно медитировать, многократно повторяя звук «Ом», от вибрации которого родилась Вселенная со всеми девятью Небесами.

Фото боншо взято с www.Granum.one/ В моём видео этот колокол фигурирует и даже звучит, но отдельной фотографии я почему-то не сделал.

 

На втором этаже колокольного навеса висит самый большой колокол коллекции.

И ещё стоит карильон – колокольный автомат.

 

У меня правда сложилось впечатление, что у карильона не хватает нескольких деталей.

 

Впрочем, это неважно, народ приезжал в основном посидеть в ресторане, а не слушать карильон.

Вот видео моего пробега по Васкикелло:

 

 

Честно говоря, у меня было несколько иное представление об этом месте. Я-то думал, что попаду в музей, где на открытом воздухе звонят древние колокола, века этак 16-го.

Но действительность оказалась куда более банальной и прозаической.

 

Васкикелло – это частная коллекция не старых ещё колоколов, годы рождения которых начинаются где-то от 1928.

Эта коллекция началась с небольшого колокола, подвешенного хозяином над дверью.

Потом колокола были куплены у прихода немецкого города Тутцинг.

Буддийский боншо был изготовлен в 1990 году. Немецкие фарфоровые колокольчики – в конце восьмидесятых. Ну, а о времени создания тибетских поющих чаш история умалчивает.

Коллекция эта несомненно интересна, нечасто удаётся послушать в одном месте колокола, принадлежащие разным народам. Но это просто коллекция для привлечения туристов к ресторану, без каких бы то ни было попыток создать музейную, научно обработанную, тематически изложенную и исторически обоснованную экспозицию.

Жаль.

Может быть, когда-нибудь, эта коллекция положит начало настоящему музею колоколов, и люди будут ездить сюда не только пообедать, но и с целью просвещения и обогащения знаниями. Будем надеяться!

 

Но пока – народ толпился в ресторанах. И толпился он с такой страшной силой, что один взгляд на очередь отвратил бы от мысли о чашке кофе даже самого стойкого русского, жившего ещё в Эпоху Тотального Дефицита и Километровых Очередей.

 

 

«Русское море». 

То, что я упоминаю это место в видео – симптоматично.

Когда-то, когда я ещё только готовил план поездки и изучал маршрут, мне в Гугле попалась на глаза фотография стоянки для грузовиков, на которой стояла наша, российская фура. С надписью на борту: «Русское Море».

 

 

 

Вряд ли хозяин этой фуры подозревал, насколько глубоким по смыслу окажется такое название среди северных варяжских широт.

А ведь «Русским морем» когда-то именовали море Чёрное! И называлось оно так, как раз в честь выходцев из мест, по которым я готовился ехать.

Именно там когда-то двигался по степям Причерноморья Русский Каганат!

Вбирая в себя более слабые племена. Отдавая другие племена более сильным.

Они не являлись ни полностью скотоводчески-кочевым, ни оседло-земледельческим народом, а были только лишь военным союзом племён. Разных племён, с юга и с севера.

Но, несмотря на свою, как бы сейчас сказали – многонациональную сущность, костяк этого Каганата составляли потомки уроженцев северной части Швеции и Норвегии. Русы!

Или «росы». Ведь буква «O» латинского алфавита в шведской интерпретации как раз и имеет звук «У». А мы ведь до сих пор произносим наименование наших древних предков то так, то этак.

Конечно, история Русского Каганата интересна, весьма поучительна, но не для путевых заметок «россиянина-в-отпуску», поэтому углубляться в неё не буду.

Тем более, что до стоянки «Русское море» мне доехать так и не удалось, по независящим от меня причинам.

Мой навигатор, тщательно настроенный, снабжённый в избытке точками для остановки и стоянки, сразу же после выезда из Санкт-Петербурга, взял и потерял все эти самые «точки».

Беглый осмотр планшета показал, что мои отметки просто растворились в недрах памяти планшета, как крупинки соли в воде. Из более чем ста меток, в памяти навигатора осталось от силы три, и я, лишённый таким образом опоры, вынужден был положился на свою память и опыт прошлых поездок.

Места, по которым я собирался ехать – Кемпеле, Оулу, Торнио, были знакомы, и место для ночёвки я нашёл бы. Опыт-то таких поисков был. К тому же, навигатор продолжал работать и без точек, найденных мной в Гугле, поэтому я, всеми фибрами души жаждущий выпить кофе, собрался с духом и доскакал до Кемпеле не более чем за два часа.

Трасса Е75, она же местная дорога номер 4, по которой я ехал, в этих местах чернела новенькими заплатками и свежими трещинами.

Трещины в асфальте пролегали поперёк дороги через каждые пять-десять метров, но по ним, по каждой, уже успели пройтись битумом. И от этого езда напоминала бег с барьерами.

На этот раз, в Кемпеле передо мной стояло две задачи – заправиться бензином, поскольку в баке уже оставались считанные литры, и купить продуктов в Призме.

Из всего огромного выбора товаров супермаркета, мне больше всего нужен был кофе в консервах, сардельки и хлеб. Этим набором, а также взятой из дома курицей в термосе и пятью литрами молока в автохолодильнике, я и собирался питаться до того времени, пока мне не начнут попадаться рыбные места.

Итак, сначала заправка.

Выезжая из Васкикелло, я поставил точку в навигаторе на одну из двух заправок в Кемпеле.  Если верить навигатору – одна заправка была шелловская, другая – нестевская.

На Шелл бензин обычно более дорогой (особенно в России), на Несте чуть дешевле. Поэтому я выбрал Несте и бодро поехал по окраине Кемпеле, целясь в эту заправку.

Но чем ближе я к ней подъезжал, тем больше крепла во мне уверенность, что меня надули.

Вместо обычной Несте – с кассой и банковским терминалом у кассового аппарата, передо мной вдруг вырос рекламный знак автоматической заправки ABC!

C автоматическими кассами у меня была давнишняя вражда, ещё с 2009-го года, когда автомат в Ойакоски сожрал мою кредитную карту и упорно не хотел её отдавать. Поэтому, оставив мысль попытать счастья ещё раз, я пошёл отовариваться в местную Призму. Благо всё это находилось практически на одном пятачке, и чтобы добраться до Призмы, нужно было только пройти метров сто по большой автомобильной стоянке.

Зайдя в супермаркет, я побродил вдоль витрин, привычно сбрасывая с прилавков в тележку всякие сардельки. Главное, что мне было необходимо в данную секунду – кофе!

Говорят – голодным нельзя заходить в магазин. Гарантировано наберёшь всякого ненужного и невкусного барахла. Уставшим и полусонным делать это тоже не рекомендуется, поскольку есть риск набрать «энерджайзеров», которые по сути таковыми не являются.

Вот и я набрал, как потом выяснилось, не того кофе который был мне нужен. А такого, который кофеина в себе в принципе не содержал – только сливки, тонны сахара и кофейный аромат. Но это мелочи.

Крупные промашки от усталости начались тогда, когда я подкатил свою тележку к кассе.

Кассир – молодой человек приятной наружности, видимо вычислив во мне русского, предложил оформить такс-фри на мои покупки. Он вряд ли думал, что я откажусь. Ведь оформлять такс-фри принято у всех русских.

К тому времени моя голова уже напоминала чугунный котёл. Ну, или буддийский боншо, в который я звонил недавно. Она была пустой и гулкой.

И поэтому я согласился. Правда, оказалось, что паспорт, необходимый для оформления чего бы то ни было, остался в машине.

Заверив молодого человека, что «я мигом», я помчался через всю стоянку к машине. Добежал, почти не запыхавшись, нарыл паспорт из груды вещей и в спринтерском темпе поскакал обратно.

Моё триумфальное возвращение к кассе с паспортом наперевес не осталось незамеченным!

Разорвав грудью финишную ленточку и победно вскинув руки, я приготовился ловить цветы, и взглядом выискивал пьедестал почёта, ведь собственный рекорд бега «туда и обратно» я-таки побил!

Молодой человек вскочил из-за кассы, но вместо того, чтобы помочь мне – запыхавшемуся от быстрого бега, взойти на пьедестал, поволок меня к стойке информации, где передал с рук на руки девушке, которая и занялась моей дальнейшей судьбой.

Мой паспорт был изъят, покупки сгружены в полиэтиленовый пакет, который оказался мгновенно замотан таким количеством пломб из скотча, что начал напоминать многослойную танковую броню, способную выдержать прямое попадание руки голодного русского!

И только позже, когда я уже подошёл к машине, у меня будто спала с глаз пелена.

И я начал себя ругать на чём свет стоит!

Ну для чего мне вдруг понадобился этот такс-фри на полтора евро?! Из-за того, что я машинально согласился на эту операцию, я потерял лишних полчаса, пробежал лишних двести метров и получил пакет с едой в железобетонной броне, вскрыть которую без шанцевого инструмента, типа титановой сапёрной лопатки или, на худой конец – бронебойного кумулятивного снаряда, было делом почти безнадёжным!

Тем более, что до российской границы этот пакет скорее всего не доедет! А заморачиваться поисками таможни в Торнио или того хуже – на территории Швеции, мне не улыбалось вовсе!

В общем, по всей видимости, я оказался жертвой гипноза. Фирменного финского гипноза для русских: «Такс-фри, олка хювя!» (что в переводе означает: «Халява, плиз!»)

Раздосадованный таким приключением, я быстренько вскочил в машину, и, позабыв включить камеры, навигаторы и автохолодильники, долетел до заправки Шелл. Благо заблудиться в районе супермаркетов Кемпеле было непросто.

А вот заправочные колонки Шелл поставили меня в тупик. Не своей технической сложностью, не огромным выбором бензинов. С этим-то проблем не было. Просто на каждой колонке висели объявления на финском, о содержащемся в бензине этаноле.

Честно говоря, я и так был порядочно напуган всеми этими свистоплясками с бензином.

Ещё на Родине Талонов на Бензин, на некоторых форумах активно обсуждалось, опасное для машинного здоровья, наличие этанола в бензине.  А тут – чёрным по белому…

Остаться же, где-нибудь на дороге, в шведском лесу, с поломанной машиной – такое и в страшном сне не приснится!

Но деваться-то мне было уже некуда – либо пытаться ехать на последних каплях бензина, либо рисковать карточкой, суя её в автомат на ЭйБиСи, либо…

Я вставил пистолет заправочной колонки Шелл в бензобак, закрыл глаза и нажал на спусковой крючок… Эх! Будь, что будет!

Ничего не взорвалось, и на том спасибо.

Я залил в бак примерно 25 литров, чтобы особо не рисковать, и пошёл – оплатил, от огорчения забыв взять чек. Так что, по сей день, мне остаётся только приблизительно подсчитывать, сколько литров оказалось в баке, и сколько я за них заплатил.

Дальнейший мой путь лежал в город Оулу.

Я все же решил посмотреть на этот город в солнечную погоду. Маршрут был опять же известен: Кемпеле – Оулу, парк Налликари.

Повторение – мать учения!

Дорога номер 4 должна была привести меня от самых колоколов Васкикелло, до поворота на дорогу №20, с которой можно попасть в парк Налликари.

Когда-то этот парк просто выгнал меня своим холодным ветром. Выдул с пляжа, как песчинку!

В 2009-м вся эта часть моего пути была покрыта лужами, дождь хлестал как из ведра, временами переходя в град, а полноводная река под названием Лагерная улица (Leiritie) вышла из своих берегов-тротуаров.

 

 

Но, на сей раз, я подумывал, что, если там – в парке, на берегу Ботнического залива, будет тепло, я смогу попробовать заночевать!

Время-то уже было достаточно позднее. Тем более, что я с удивлением обнаружил, что в районе пляжей Налликари существует не одна стоянка. Несколько! И там, где я остановился теперь, нет ограничений по времени!

Ночуй – не хочу!

Впрочем, даже несмотря на то, что вечер был солнечным, ветерок с Ботнического залива пробирал до костей. В воде было теплее, чем на суше.

Но не это побудило меня сесть за руль и снова отправиться в путь.

Усталость уже отступила, и я почти её не чувствовал, проведя практически полный рабочий день за рулём. Открывшееся второе дыхание и желание избежать массы народу, празднующей Великий Праздник – «Вечер Пятницы», заставили меня быстренько сбегать на пляж, сделать пару кадров и лететь дальше, в сторону Швеции!

Хотя… было ещё одно обстоятельство, способствовавшее моему быстрому отъезду из Оулу.

 

 

Да, это, конечно, курица, давшая дуба!

Птица, запланированная мной как горячее блюдо на обед, попала в термос прямо с плиты. Не знаю, что с ней случилось. Общая это тенденция для всех варёных кур, попавших в термос, или просто действительность решила надо мной так жестоко подшутить?

Но через сутки, «курнога» (куриная нога, сокращённо) сделала в термосе настоящий киргизский кирдык. Со всеми вытекающими.

Кушать ЭТО без риска для жизни и здоровья оказалось невозможно!

Вспомнив небольшой диалог из фильма «Девчата»:

« – Интересно, сколько человек может прожить без горячего?

– Год и три месяца.

– А потом?

– А потом – все…»,

я испугался.

Остаться без сладкого и без горячего, в нашем туристическом деле, очень опасно! А следующая возможность нормально поесть планировалась мной только на следующей стоянке для ночлега!

Ну что ж, надо было двигаться вперёд! Там, где я найду ночлег, меня будут ждать и горячие блюда!

Путь от Оулу до Торнио образца 2009 года мне запомнился очень плохо.

Проделал я его тогда практически в невменяемом состоянии.

Гроза, перемена погоды и холодная полубессонная ночь, дали о себе знать. Пока я не догадался остановиться на первой попавшейся парковке и не подремал часок, мною можно было забивать гвозди, как микроскопом.

Но мне почему-то кажется, что тогда я пробирался к Торнио через какие-то завалы строительного мусора, выписывая петли и делая крюки. К сожалению, выезжая из Оулу в тот раз, я позабыл включить видеокамеру, и мне трудно описывать то, чему я свидетелем вроде бы и не был.

Сейчас же оказалось, что дорога номер 4 в этих местах как-то по-летнему красива! Гладкая, часто достаточно широкая. Где-то через полчаса езды лес немного отступает в стороны и впереди начинают проглядывать какие-то далёкие перспективы.

Однако и рассказывать про эту долгую дорогу практически нечего. Особенно, если проезжаешь по ней с одной только целью – побыстрее её проскочить, по пути в места отдалённые.

Поэтому, я и выкладываю длинное видео, наполненное обычными мелкими дорожными событиями, которых у каждого путешественника наберётся вагон и маленькая тележка:

 

 

Доехав до Торнио – пограничного городка между Финляндией и Швецией, я сразу повернул на Е8, местную 21-ю дорогу, ведущую в Килписъярви, на границу Финляндии с Норвегией.

Ещё дома я решил не въезжать в Швецию через Торнио и Хапаранду, а проделать эту часть пути по финской территории.

Конечно, мне хотелось бы посетить знакомые места, погулять по Хапаранде как встарь, но… земноводное сидящее на моём кошельке, недвусмысленно намекало на то, что, чем больше я проеду по Финляндии, тем больше будет экономия денежных средств!

Ценники на бензоколонках, на той стороне реки Торни, отпугивали похлеще чем ладан – греческих сатиров.

К тому же, меня смутило то, что, если верить интернету, дорога номер 99, идущая вдоль правого берега бурной Турн эльв, местами ремонтировалась.

Турн эльв – так будет правильнее назвать реку, если смотреть на неё из Швеции. Со стороны Финляндии она – “Торниойоки”.

И, решив, что от добра добра не ищут, и наплевав на ностальгию, я покатил по Е8 до Аавасакса (Aavasaksanvaara).

Это вообще очень интересное место, с интересным названием. В дословном переводе с финского – «Аава саксан ваара» означает нечто вроде «Большая Немецкая Опасность».

Историки политкорректно считают, что это название родилось от того, что в этом месте высматривали с высокой горы (Аава ваары) купцов из Ганзеи. Типа: «Гора для высматривания немецких купцов».

И в самом деле, слово Vaara имеет два значения – «гора» и «опасность».

Но глядя на очень часто бурную, мелководную, усеянную опаснейшими валунами Торни, несущуюся мимо многочисленных отмелей и островов, с трудом можно здесь представить ганзейский когг, плывущий с товарами.

Сдаётся мне, что смысл этого названия гораздо глубже. И уходит оно корнями в гораздо более глубокую древность, чем Ганзея.

Ведь, если верить самим финнам – когда-то в этих местах было море, и скала Аавасакса одиноко торчала над водой!

А ведь так оно и было в ту эпоху, когда здесь плескалось Литориновое море. Всего-то около пяти-трёх тысяч лет до Рождества Христова!

Прогнувшаяся когда-то под тяжестью ледника земля, начала довольно быстро подниматься, и поднимается до сих пор. Но и гораздо позже, во времена к нам более близкие, земля здесь испытывала поднятия и опускания. Так что, вполне возможно, что Ботнический залив доходил и до Аавасаксанваара, в тот период, когда здесь уже жили люди.

И кто его знает, может быть саксы обитали недалеко от этих мест, как и готы?

Ведь только во втором веке нашей эры они появились на территории сегодняшних Нидерландов. Но раньше-то они тоже где-то были! Может быть, как раз там, где находят так называемую «верёвочную» или «шнуровую» керамику? Которая должна быть характерна и для саксов тоже, как и для других древнегерманских племён.

Но как финский язык мог сохранить такую древность, как название народа, жившего где-то здесь, в колоссально отдалённую от нас эпоху?

А вот это как раз характерно для финского языка – хранить очень далёкие, в историческом отношении, реалии. Недаром ту страну, где мы сейчас живём, финны называют Венайя – именем древнейшего народа – «венедов», которые жили здесь ещё во времена Плиния Старшего, то есть в первом веке и ранее.

Но это уже, с моей стороны, чистой воды эмпирика. Чистой, как вода реки Торни!

Прошу прощения, за столь длинное историко-этимологического отступление. Но так оно и случается – едешь, едешь куда-нибудь – горки, городки, деревеньки, перелески…

Красиво, но ничего, в общем-то, необычного…

И вдруг, попадается на глаза нечто, от чего враз повеет седой древностью!

Не сотню раз перестроенными стенами королевских дворцов, и не вычурными вензелями императорских живописцев, которые, по своему капризу, оставила нам вертихвостка-история, а нечто спокойно-неброское, застывшее в своей кондово-рубленой величавости. Как воин, веками стерегущий наше прошлое от нас – нынешних! Для нас – будущих.

Но вернёмся из вышних Эмпирей на грешную дорогу.

На дорогу номер 21. Она же – трасса Е8. Она же – Килписъярвентие.

Она же – путь к одной из самых красивых горных вершин Скандинавии – Саане.

В этот раз, я не собирался ехать к Саане. Иначе бы, мой маршрут увеличился километров на триста.

Задача была поставлена чётко – выехать на трассу Е10!

А выбранный мной маршрут по всем параметрам был самым экономным. И по времени, и по деньгам.

Итак, я проехал по 21-й дороге, через Юлиторнио до Аавасакса. Заехал на заправку Несте.

Там, в округе, есть ещё заправки, видимо шведы частенько сюда приезжают разжиться бензином по дешёвке. Но, я выбрал именно эту, как самую близкую к пограничному переезду.

 

 

Заправил машину и рванул дальше – через мост над Торни-Турн, в полную неизвестность.

 

 

Через некоторое время мне начало казаться, что в Швеции несколько иное понятие, что такое поворот. И что мой навигатор мгновенно перестроился на шведский лад! То, что раньше у девушки из навигатора звучало как «Держитесь левее», теперь плавно переросло в «Поверните налево».

Правда, линия пути, который показывала карта, была почти прямой! Лишь с небольшим изгибом

На дорожных знаках творилась та же самая катавасия. Они милостиво разрешали мне повернуть налево. Под прямым углом.

 

У меня не было причин не доверять сразу двум авторитетнейшим дорожным указателям – знакам и навигатору. И я, конечно, притормозил и собрался повернуть налево! И только тогда понял, что дороги-то там и нет!

Только потом, по возвращении домой, я уяснил, почему так произошло.

Посмотрев на фотографии в Гугл, я обнаружил, что здешние перекрёстки перестроили. Но знаки оставили старые.

Поэтому схема проезда перекрёстка оказалась не совсем достоверной.

Вот старое фото. Поворот налево есть, и видно, что он достаточно крут:

 

А вот – новое:

 

Даже судя по видео, можно сказать, что поворот налево окончился бы для меня торжественным въездом в шведский огород.

Но этот вариант ещё ничего. В дальнейшем бывало и похлеще.

Самое интересное, что дороги на территории Швеции, заметно хуже, чем в Финляндии.

Может быть то, что считается у финнов «окном в Европу», у шведов – глубинка? Забытая Богом провинция? Хотя, надо сказать, что участки дорожных работ здесь встречаются довольно длинные, но не часто. Видимо там, где дорожное полотно рухнуло вообще.

Бежало время, бежала под колёсами дорога.

Впереди меня, раскачиваясь как корабли на волнах, неслись два кемпера.

По сторонам дороги плотным строем встал еловый лес. Этот лес скрыл от взгляда красоты Турн эльва.

Оставалось только рассматривать блондинок за рулём встречных машин, да выискивать взглядом полицейские камеры, торчащие исключительно в небольших городках.

Но, слава Богу, скучно не было. Именно на этой дороге мне встретился первый, увиденный в этой поездке, олень.

К сожалению, в еловых зарослях уже было сумеречно, и камера справлялась с трудом. И все средства по извлечению фото из видео оказались бессильны сделать оленя хоть сколько-нибудь похожим на себя. Поэтому приходится представлять видео «as is» – «как есть». Только чуть осветлив картинку.

 

 

Долго ли, коротко ли, но день всё клонился и клонился к вечеру. А до стоянки «Русское море» было всё ещё далеко.

Я уже порядком устал и подумывал, а не плюнуть ли на всё и не остановиться ли где-нибудь при дороге, как вдруг увидел, что навигатор наконец-то показал одну из, проставленных мной в Питере, меток. К моему несказанному удивлению это оказался Полярный круг! Точнее – небольшая стоянка с символами Полярного круга.

Ещё шаг, и я оказался в Заполярье!

 

 

Могу прямо сказать, что шведский Полярный круг в подмётки не годится соседнему финскому Полярному кругу.

 

В Финляндии, на 21-й дороге – это огромная площадка, даже несколько площадок, где есть и вода, и место для пикника со скамейками и столиками. Есть куда запихнуть и кемпер, и прицеп. Есть выход на реку и даже детская площадка!

Я уже не говорю про аналог в Рованиеми!

Там толпы туристов! И для их услаждения, создан целый город-музей и поставлена армия гномов с Йоулупукки (финским Сантой) наперевес!

Придорожный Напапиири (Полярный круг) на дороге 21 гораздо беднее, но как я уже сказал, на нём есть многое, что заставит туриста задержаться на некоторое время.

Шведский же Полциркельн (Полярный круг) способен заманить туриста лишь вывесками.

 

Небольшой деревянной гостиницей с ресторанчиком и большим брезентовым чумом.

 

В чум я не пошёл. Было уже поздно, и у меня просто не хватило сил постучаться в его приглашающе откинутый полог.

Так что я постоял под сенью рекламных щитов,

 

да и бы таков.

От экспозиции Полярный круг на трассе Е10 я не проехал и десяти километров, как обнаружил приготовленный для меня сюрприз.

Милая девушка в навигаторе наконец-то таки решила, что намучился я достаточно, и подала неплохую идею насчёт ночлега. Так что до Русского моря в тот день, я так и не доехал…

 

В видео содержится немного информации о сумасшедших оленях, тучах комаров, коим я был брошен на прокорм, и подведение итогов прошедшего дня.

 

12.07

отъезд 9.30

прибытие 22.30

Всего км: 732.9 км

Всего потрачено бензина: 50.1 литра

6.8 л на 100 км

Средняя скорость: 74.8 км.ч

Заправка на Шелл в Кемпеле (без чека) примерно на 40 евро: 24 литра

Заправка в Юлиторнио: 45.11 литров

Всего заправлено: 69.11 литров по 1.659 евро

 

Глава 6. По Кируне в ритме свинга