Библиотека почти завершённого

Авторский сайт Roman ( romandc ) Dry

Страница: Глава пятая. Заметки на полях.

Глава пятая.
Заметки на полях.
(“Как же иногда хочется,
чтобы каждый Мерседес – “бенц!”)

Как говорил великий сатирик Аркадий Райкин: «Да простят меня женщины, речь пойдёт о машинах».

И о финских машинах в первую очередь.

Говорят, финн и auto – это любовь и порядок. Не важно, древний ли это автомобиль или абсолютно новый, если автомобиль ездит, то он будет в порядке.

Что же касается любви, говорят, что финны больше любят старые машины.

На мой взгляд, это немного неправильно. Финны ЦЕНЯТ старые машины! И не в последнюю очередь из–за официального закона – чем старее autoa, тем меньше на неё государственный налог.

Вот поэтому машины у финнов ездят и по сорок лет.

Мы, ещё только въезжали на КПП Брусничное, как увидели по соседству вот такое вот чудо-юдо –

Может быть не совсем такую модель, но очень похожую, которой управлял дедок с бородой до пояса.

Многие финны, из тех, кто живёт в приграничье, частенько ездят к нам – заправить бак.

 

 

 

Ещё бы им к нам не стремиться с такой благородной целью – у них литр 95 бензинчика стоит полтора евро.

ПОЛТОРА ЕВРО!

Это, пардон, около пятидесяти рублей! Фигасё, как говорят англичане!

Поэтому и курсируют частенько, через границу и обратно, auto с очень ёмкими баками.

В целом же, наверное, у каждого финна есть машина. А-то и не одна – и для поездки на работу, и для выезда на пленэр. И среди машин, предназначенных для отдыха, частенько попадаются довольно экзотические и дорогие, поскольку среди любителей «просто покататься» встречаются не только шестнадцатилетние юнцы.

В Лаппеенранте мы стали свидетелями подобных покатушек, пока сидели за столиком МакДональдса – один старенький ростер проехал мимо нас по дороге раз пять! Финн катал свою финку.

А поскольку Лаппи – город небольшой, то и ездить финну приходилось кругами мелкой нарезки. Но, несомненно, сидящие в машине получали искреннее удовольствие от процесса.

Часто в коттеджных посёлках можно видеть такую картину – стоит у дома три-четыре тачки, самого разного возраста, от какого-нибудь старенького Форда, вросшего в землю по кардан, до среднего возраста Тойоты. Или даже новенькой, с иголочки, Субару.

Встречаются и, модные у нас, машины-чемоданы представительского класса европейских марок, но крайне редко, ездить местные всё же предпочитают на машинах среднего класса 90-х годов. На дорогах эти машины доминируют, и большинство – в очень хорошем состоянии.

Даже более старые машины, которые у нас сгнили бы в труху в течение двадцати лет, там бодры и веселы! Настроены и надраены!

Такая живучесть обеспечивается в основном тем, что в Суоми никогда не посыпают дороги солью. Только гранитной крошкой. Это дороже, но разумнее. Гранит не расплавляет снег в кашу и не портит лакокрасочное покрытие кузова.

Но, в то же время, есть опасность, что слой крошки обледенеет. В таком случае, дорога становится похожа на ледяной каток, поэтому зимой езда без шипов там крайне нежелательна.

Как и ходьба тоже.

Ещё одним дорожным откровением для нас стала старенькая 99-я пожарного цвета.

Эта машина попала в Финляндию, видимо, в середине 90-х годов и добросовестно своё отслужила. Краска на кузове выглядела матовой, как и положено российским машинам эпохи тотального надувательства.

Не сомневаюсь, что у владельца эта машина была не единственной в конюшне. Мало кто из иностранцев покупает российский автомобиль, не подстраховываясь в паддоках Хонды или Пежо.

Раз уж Суоми не производит свои легковые автомобили, то она во всю ширь развивает дилерские сети. Каких только тачек не встретишь в автосалонах!

Вот наглядный пример –
http://www.auto.fi/             (к 2018-му году сайт переехал на https://www.rinta-jouppi.com/)

А если кликнуть на ссылку Tarjousautot (2018 год – Vaihtoautot) внизу (теперь наверху) той страницы, можно посмотреть ценники на подержанные авто.

(Блин, для кого я тут стараюсь и всё переделываю в 2018-м? Это же не реклама! Не реклама это! Мне за это не платят! И даже не наливают! Просто из любви к финнам и их замечательной стране, в которую я теперь боюсь ездить!)

Чаще всего, нормального русского эти ценники вгоняют в ступор. Свеженькие, двух-трёхлетние тачки стоят нехило, но бывает, что машинка-десятилетка продаётся чуть ли не в два раза дешевле, чем на отечественном авторынке. И это притом, что целость и сохранность машины в десятки раз выше!

Чего ещё интересного мы повстречали на асфальте Суоми?

Очень мало джипов и пикапов! Эта прожорливая стая непопулярна в стране с заряженным ценником на бензин. Ну, и на грузовики полюбоваться не смогли, по той причине, что все они отдыхали в своих конюшнях.

Зато, по дороге в Лаппиенранту мы увидели настоящий “Соболь”!

Не знаю, русская это была машина или финская, но под ЕВРО-2 этот микроавтобус вроде бы никак не подпадает. Каким чудом ему удалось проскочить через границу, загадка, хотя, может быть, финские таможенники в глаза Соболя до этого не видели и не знают, что машинка слегка неэкологична? А может быть штраф за нарушение финской экологии хозяина не испугал?

Кстати, о штрафах.

В Суоми нет стандартных штрафов для всех. Нарушивший правила, обычно попадает «на счётчик», если образно выражаться в традициях российских 90-х.

Для начисления штрафа используется некая система под названием Сакколаскури (Sakkolaskuri) – калькулятор, который начисляет штраф исходя из вашего дохода.

Что это такое, можно посмотреть здесь –
http://www.poliisi.fi/turvallisuus_ja_valvonta/sakkolaskuri (Актуально на 2018 год)

Как пользоваться этим калькулятором, я почерпнул на сайте finnish.ru (давно уже – http://www.russian.fi/forum/)

Если кому интересно попрактиковаться, на всякий случай, вот ссылка на подробную информацию: (неактуальная ссылка!)

А вообще-то, минимальный штраф в 115 евро за превышение скорости заставит любого русского скрупулезно соблюдать скоростной режим. Хоть в Финляндии и можно превысить скорость за городом на 15-20 км.ч безнаказанно (2018 год – неактуальная информация!).

Правда, не перед объективом фотокамер, которые обычно видны издалека. Очень медленно ехать тоже не стоит. Это так же считается ошибкой.

Но как тут не ошибаться, когда видишь на дороге такое –

Это ещё ничего вариант – на базе Форд Транзит. Хоть он и умеет ездить со скоростью 200 км. ч., но внушает меньший страх, чем такое же чудо на базе Хаммера.

Тем не менее, на финских дорогах полно (относительно полно) машин с русскими номерами.

Даже в такой день, когда в Суоми не работал ни один магазин, и почти ни один финн, каждая десятая машина имела на гос.знаке либо 78-й, либо 98-й регион – русские целенаправленно куда-то пёрли, наверное, как и мы, осваивать страну чудес!

Много-ли мало-ли было русских на финских дорогах, обычное состояние здешних автострад – «тишь да гладь»!

Вот откуда, оказывается, родилась эта пословица! Из Финляндии!

Дороги до того гладкие, что даже Нивка с её штатными амортизаторами совсем не чувствовала никакой тряски, плывя по асфальту как Кадиллак.

Досужие люди длиннобазную Ниву называют «крокодил» или сокращённо – «крок». Тогда у нас и родилось для неё название – Крокодиллак!

А уж про тишь финских дорог, можно и не рассказывать – каждый может посмотреть и убедиться!

Как известно, на всех финских дорогах установлены в разных местах полицейские камеры – Kelikamerat. Снимки с этих самых фотокамер можно вживую посмотреть в Интернете. Нужно только зайти по этой ссылке –
http://alk.tiehallinto.fi/alk/frames/kelikamerat-frame.html и сайт дорожной полиции к вашим услугам!

(на 2018 год дорожные камеры выделены в отдельный сайт –https://www.kelikamerat.info/ , но свои камеры есть и на сайте дорожной полиции –https://liikennetilanne.liikennevirasto.fi/ и они иногда даже более информативны)

Через каждые пятнадцать минут камера делает снимок и выставляет его на всеобщее обозрение. Пограничные пункты видны по ссылкам –
Vt 7 Vaalimaa, rekkaparkki – Торфяновка
И
Vt 13 Nuijamaa – Брусничное

Остальное – приятное дополнение для того, кто хоть раз колесил по этим самым дорогам.

Колесили по дороге и мы, приближаясь к городу образцового шопинга – Лаппеенранте!

Глава шестая, распоследняя. Лаппи, Серена и магазин.