Глава третья.
Будни пещерного человека
В нише, выдолбленной в стене пещеры, мы нашли большой экран проектора. Из динамиков, расставленных около этого чуда техники, и доносились заинтриговавшие нас крики.
На экране крутилось видео – какой-то человек странствовал между громадными известняковыми блоками. Человек кричал что-то вроде: «Э!», и эхо многократно и размеренно повторяло этот призыв – «Э! Э! Э! э! э! э- э- э…», долго не теряя силы звука.
Это и давало необычное ощущение, что находишься то ли в каменном веке, то ли в жилище шамана.
Я не буду описывать всё, что мы там увидели, подробно, скажу только, что телевизоров и мониторов было много.
Были инсталляции на тему игры света, и в пещерном полумраке это смотрелось великолепно. (все фотографии взяты из интернета, часть с официального сайта Ретретти, часть с сайтов авторов инсталляций, поэтому не везде фигурирует пещерный антураж)
Много было развешено на стенах гротескных масок, похожих на посмертные.
В разных закоулках пещерного лабиринта, нас встречали: то белые медведи, сплошь заляпанные краской,
то полотнища с лесными пейзажами, свисающими с потолка.
То некое произведение, во всю громадную стену большого пещерного зала, изображающее, то ли сотворение мира, то ли парад-алле различных животных.
В общем, как мы поняли, упор был сделан на экологию в рамках фантасмагории.
Особенно наглядно это было видно в инсталляции с заплесневевшим лебедем.
Вот разные стадии этого плесневения, найденные мною позже в Интернете:
Автором этого торжества микробиологии, так же, как и сборища масок, оказался Antero Kare.
В общем, довольно познавательное зрелище, и немного интереснее, чем наблюдение за заплесневением батона в вашей хлебнице.
Подземный лабиринт уводил нас всё выше и выше, как вдруг мы оказались в пещере, настолько огромной, что в ней с удобством разместился целый концертный зал!
В этом зале сидело два десятка финнов, глядящих на экран, на котором, под заунывную музыку, разворачивалось какое-то действие.
Сначала долго качалась на ветру одинокая ветка.
Потом на ветке оказалась длинная верёвка, оканчивающаяся петлёй.
Потом… дальше мы смотреть не стали, уж больно долго это происходило. В фильме Пираты Карибского моря 4, всё делалось гораздо быстрее и массовее.
Дорога вела вверх и вверх, и мы оказались в сокровищнице – среди женских украшений. Чуть-чуть старины и множества новодела.
Ещё шаг, и за стеклом показался великолепный водопад.
Чувствовалось, что до поверхности земли не так уж и далеко. Вода вытекала из отверстия в потолке пещеры и бурным потоком устремлялась вниз, в небольшой водоём, метров пятнадцать в поперечнике.
Всё это действо было освещено ярким солнцем, проникающим сюда вместе с водой. Просто лакомство для глаз!
Но релаксировать некогда, идём дальше!
А дальше, как известно – всегда больше. В рассказах очевидцев, естественно.
Смотрим и не верим своим глазам – надпись на русском языке «Русские трофеи»!!!
Предвкушая, что сейчас нам дадут насладиться видом кремнёвых пистолетов времён Петра Первого или покажут какую-нибудь древнюю шведскую пушку, мы ворвались в зал!
Осмотрелись.
Я надолго прилип к стенду, на котором оказались развешены странного вида пистолеты-пулемёты.
«Это, наверное, трофеи русско-финской войны 1939 года?» – думал я, пытаясь вспомнить, были ли в ходу эти орудия убийства во время той войны.
По всему выходило, что не были!
Где-то на пятой минуте осмотра, до меня начал доходить непреложный факт того, что я абсолютный осёл! Что меня ласково надули, подсунув вместо ожидаемого старинного огнестрельного оружия – разный старый хлам, скомпонованный так, чтобы это выглядело похожим на оружие!
Пистолеты-пулемёты оказались собранными из старых мясорубок и ручных дрелей!
Ракета на старте – из старых бочек, с гудящим пылесосом «Ракета» внутри!
А рулём подводной лодки «в натуральную величину» служила старая стиральная доска!
Димка метался посреди всей этой лавки старьёвщика с криком: «Так вот кто у нас зимой дачи грабит!». А мне не давала покоя мысль – «неужели же у финнов настолько развито чувство юмора?»
Финны и впрямь веселились! После заунывных звуков и посмертных масок на стенах, этот уголок, явно настраивал на отдых, хоть и говорил о вещах серьёзных.
Я ходил по залу и искал в экспонатах вторые и третьи смысловые планы. Хотя этого делать и не нужно было вовсе.
Но я пытался понять, что же хотел сказать финн, создавший такое? В укор нам – русским? В насмешку?
Я уже совсем смирился с мыслью, что русскую национальную гордость эта инсталляция никак не задевает. Вот, вроде должна бы (одни военно-морские флаги чего стоят!), но не задевает.
Скорее, очень ловко и юморно “подкалывает”.
И не столько нас, сколько самих финнов. Типа – «Смотрите дети, это Бука, который сидит в шкафу! Только он не страшный! Он выдуманный!».
И только когда мы уже выходили из зала, на глаза попалась вывеска – OLGA&ALEXANDER FLORENSKY!
Я упал.
Увидеть выставку питерских “Митьков” в сердце Финляндии – это круто!
Было такое впечатление, что я где-то что-то в этой жизни пропустил. То ли надо на выставки побольше ходить, то ли телевизор почаще смотреть… А-то, кому из наших не рассказываю про эту инсталляцию, реакция одна: «Аааа! Я это по телевизору видел!»
Ну конечно, видел!!! Блин!
А я вот – нет! И, слава Богу!
Потому что мне открылось что-то такое, чего не найдёшь и не откроешь, сидя перед телевизором…
Мы поднимались всё выше, и выше, и выше, и вот уже вместо скальных сводов – белые стены, увешанные картинами.
Не знаю, как рассказывать о картинах. Картины надо смотреть вживую, созерцать, впитывать. Тогда, если произведение имеет солидный возраст, можно проникнуться духом того времени.
По мелким деталям быта, по одежде и выражениям лиц, ощутить себя влившимся в поток времени и истории.
Этого достаточно для понимания, правда, касается в основном старых картин. В современном примитивизме этот закон чаще всего не действует.
Как рассказывать о картинах? Особенно если их много. Особенно если среди этих картин – масса интересных!
Особенно если сразу и вдруг попадаешь в эпоху классического реализма, где большинство картин – шедевры.
Где большинство шедевров – портреты. Где большинство портретов – потрясающе реалистичны! Они настолько выразительны, что кажется – люди на этих портретах и в жанровых сценах, свидетели эпох, ровесники веков, жители прошлого, смотрят на нас через обычное окно, что они всё ещё живут там, отделённые от нас только тонким слоем стекла.
Да, в Эрмитаже картин гораздо больше. Да, они часто более знамениты. Да, некоторые из них намного древнее.
Но надо, видимо, проползти по подземному лабиринту, пресытиться впечатлениями, объесться переживаниями, чтобы, войдя в картинную галерею, почувствовать своё единение с живописью позапрошлого века.
В Ретретти, в разные годы выставлялся и Марк Шагал, и Айвазовский. И прочие, и прочие.
Но я считаю, что нам особенно повезло. В этом году мы попали на выставку финских художников из семейства Ярнефельт.
Ээро, Каспер, Арвид, Армас Ярнефельт (Eero, Kasper, Arvid, Armas Järnefelt ), эти финны, один из которых – Армас, вообще известный музыкант, писали некоторые картины в стиле русского классического реализма.
Смесь получилась шикарная – русская Финляндия, глазами финнов. С одной стороны – до боли знакомый крестьянский или дворянский быт. Привычная повседневность тех лет. С другой стороны – неяркие, спокойные краски северной природы.
Вот две картины, “Стирка на берегу”(Pyykkiranta) и “В черничнике/Сборщики ягод”(Mustikkametsässä/Marjastajat), которые считаются краеугольным камнем выставки:
Обе они принадлежат кисти Ээро(Эрика).
Честно говоря, в тот момент я не особенно вчитывался в фамилии авторов и названия. Я ходил от картины к картине как заворожённый, вглядываясь в лица, впитывая впечатления.
Димка же, по молодости лет, не сильно оценил такой подарок судьбы. Зрелище быстро ему наскучило, и он буквально за шиворот потащил меня дальше.
Картины прошлого века мы мельком проглядели, картины постмодерн проскакали не останавливаясь, и оказались наверху, во внутреннем дворике галереи.
Здесь находились ещё два павильона – с выставкой разнообразных игрушечных медведей. Туда мы не пошли, там резвились “ласта” – “дети”, по-фински. Для них же была раскинута палатка с кучей других игрушек и парой молоденьких нянечек.
В маленьком одноэтажном павильончике ютилась выставка стекла. С соседнего стекольного завода, скорее всего.
Хорошо, но очень мало – пяток стендов всего. Но зато здесь присутствовал и бдительный охранник, который неотрывно торчал у нас за спиной, пока мы бегали от витрины к витрине. И когда мы вышли, вздохнувший с облегчением, видимо, “руссо-туристо” здесь уже разбили что-нибудь.
За стекольным домиком высилась обзорная деревянная башня, но туда не пускали.
Пришлось направить свои стопы к выходу!
Вот только покинуть Retretti удалось не сразу – на выходе из галереи нас поджидала ловушка в виде магазинчика сопутствующих товаров.
Там опять лежали открытки с репродукциями, банные принадлежности с автографами старинных художников и чай-кофе с ароматом инсталляции «Плесневелый лебедь».
Набрав карманы всякой мелочёвки, в качестве сувениров для… (родственников, друзей, коллег по работе, нужное вписать, ненужным пренебречь), мы вывалились на свежий воздух!
В луна-парк мы не попали, хоть у нас и было намерение туда сходить, потому как, глянув на часы, пришли в ужас! На осмотр выставки у нас ушло не меньше трёх часов, а-то и больше!
А ведь нужно было ещё города какие-нибудь посетить!
Короче, собрали мы манатки, разбудили уснувшую было Нивку и направились в город Иматра.
Надо же было взглянуть, что за финский курорт такой? И ещё успеть пошариться по магазинам!
Выбрались на дорогу номер 6 и покатили навстречу новым приключениям.